Меню Закрыть

Постановление № 200

АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «30» января 2018 г. № 200
Об организации подготовки и обучения населения ЗАТО Александровск в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Руководствуясь Положением об организации подготовки населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить:

1.1 Методические рекомендации по созданию, организации работы, оборудованию и оснащению учебно-консультационных пунктов для подготовки населения .

1.2 Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений ЗАТО Александровск независимо от форм собственности организовать применение Примерной программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Начальнику МКУ «Центр по ГО и ЧС» ЗАТО Александровск Бекареву А.М. довести настоящее постановление до сведения всех заинтересованных лиц.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на официальном сайте ЗАТО Александровск.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации ЗАТО Александровск И.А. Мазитова.

Глава администрации ЗАТО Александровск С.М. Кауров


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
ЗАТО Александровск
от «30» января 2018 г.№ 200
Методические рекомендации
по созданию, организации работы, оборудованию и оснащению 
учебно-консультационных пунктов для подготовки населения 
ЗАТО Александровск

Содержание:

1 Термины и определения.

2 Общие положения.

3 Состав и содержание учебно-материальной базы в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

4 Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

5 Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных организациях, организациях профессионального и высшего образования.

6 Оборудование уголков по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Таблицы:

1 Места обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.

2 Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и в организациях.

3 Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса для обучения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях.

1. Термины и определения

Учебно-материальная база по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – УМБ) – комплекс учебных объектов, оснащённых средствами обеспечения учебного процесса, предназначенных для эффективной реализации программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учебные объекты – специально оборудованные и оснащенные помещения, сооружения, учебные площадки, натурные участки местности, предназначенные для проведения занятий.

Средства обеспечения учебного процесса – объекты различной природы, используемые в учебном процессе.

Учебный кабинет – специально оборудованное помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Натурный участок местности – участок местности на территории организации, либо вне ее, с расположенными на нем объектами, обеспечивающими отработку личным составом сил гражданской обороны и РСЧС навыков действий по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с их предназначением.

Учебная площадка – специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям в опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах.

Учебное место – часть учебной площадки или натурного участка местности с необходимым оборудованием и приборами, предназначенная для получения обучаемыми умений и навыков в решении практических задач.

Материальная база для выездных занятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – материальная база для выездных занятий ГОЧС) – переносимый (перевозимый) комплект средств обеспечения учебного процесса для проведения занятий с различными группами населения по соответствующим программам обучения при отсутствии других учебных объектов.

Объекты гражданской обороны (далее объекты ГО) – убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Объект организации – действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на котором могут проводиться занятия, учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – УМЦ ГОЧС) –образовательная организация дополнительного профессионального образования, осуществляющая обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС, методическое сопровождение деятельности курсов гражданской обороны и подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Курсы гражданской обороны (далее – курсы ГО) – юридическое лицо или структурное подразделение органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органе местного самоуправления, осуществляющее курсовое обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС организаций, оказывающее методическую помощь в подготовке и проведении учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в них, а также консультационные услуги населению муниципального образования в области безопасности жизнедеятельности.

Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – УКП ГОЧС) – специально оборудованное помещение для проведения мероприятий по подготовке неработающего населения по вопросам действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, а также оказания консультационных услуг другим группам населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – уголок ГОЧС) – информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

2. Общие положения

2.1 Эффективность и качество подготовки различных групп населения в области гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) зависят от наличия требуемого количества мест обучения, научно обоснованной программы обучения соответствующей группы населения, используемых форм и методов обучения, методического обеспечения, подготовки преподавательского состава и УМБ.

Места обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС представлены в таблице 1.

2.2 УМБ включает в себя: учебно-материальную базу УКП ГОЧС, а также организаций, в том числе образовательных.

2.3 УМБ создается и развивается в соответствии с требованиями примерных программ обучения, утвержденных МЧС России, с учетом специфики экономической деятельности организаций, а также обеспечения необходимой пропускной способности и выполнения требований безопасности по охране жизни и здоровья людей.

2.4 УМБ мест обучения включает в себя учебные объекты и средства обеспечения учебного процесса (таблица 2).

2.5 К учебным объектам относятся: учебные кабинеты (классы) по ГОЧС

(многопрофильные, специализированные); учебные кабинеты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях (кабинет ОБЖ); учебные кабинеты по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях профессионального и высшего образования (кабинет БЖД); специально оборудованное помещение для размещения УКП ГОЧС; уголки ГОЧС; материальная база для выездных занятий ГОЧС; средства реализации учебных программ с применением дистанционных образовательных технологий; натурные участки местности; учебные площадки, а также определенные соответствующими документами и оборудованные для проведения занятий защитные сооружения ГО и другие объекты организаций.

2.6 К средствам обеспечения учебного процесса относятся: вербальные, визуальные, технические (информационные, контролирующие и обучающие) и информационные средства обучения, а также аудиовизуальные материалы.

2.7 УМБ подразделяется на классную, полевую и для проведения выездных занятий.

2.8 Под классной УМБ понимаются учебные помещения со средствами обеспечения учебного процесса, предназначенные для проведения теоретических занятий.

Классная УМБ включает многопрофильные и специализированные учебные кабинеты (классы), кабинеты ОБЖ, кабинеты БЖД, специально оборудованные помещения.

2.9 Под многопрофильным учебным кабинетом (классом) понимается учебный кабинет (класс), позволяющий проводить занятия по нескольким направлениям обучения.

В состав многопрофильного учебного кабинета (класса) входят: рабочее место преподавателя, интерактивная доска и экран, рабочие места обучаемых и средства обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы.

2.10 Специализированный учебный кабинет (класс) предназначается для проведения занятий по одному отдельному направлению обучения.

В состав специализированного учебного кабинета (класса) входят: рабочее место преподавателя, интерактивная доска и экран, учебные места для подготовки обучаемых по отдельным практическим вопросам, средства обеспечения учебного процесса.

При отсутствии специализированных кабинетов (классов) для подготовки и практического обучения населения могут использоваться многопрофильные кабинеты (классы).

2.11 Под полевой УМБ понимаются специально отведенные и оборудованные в установленном порядке участки территории (учебные площадки, натурные участки местности), предназначенные для совершенствования практических навыков обучаемых, а также объекты ГО и другие объекты организаций, используемые в интересах подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.

Состав полевой УМБ определяется руководителем организации, исходя из программы обучения и особенностей подготовки обучаемых. Основными элементами полевой УМБ являются оборудованные учебные площадки, предназначенные для получения практических навыков.

2.12 Под материальной базой для выездных занятий ГОЧС понимается комплект информационных, технических и визуальных средств обучения, а также аудиовизуальных материалов, предназначенных для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в условиях отсутствия учебных объектов и стационарной УМБ.

При возможности, в дополнение к данному комплекту, может приобретаться палатка, набор сборно-разборной мебели, система автономного электропитания. Все это имущество и оборудование размещается в автомобильном прицепе или на транспортных средствах типа «Газель», «Баргузин». Это дает возможность проводить обучение в любых местах максимального сосредоточения потенциальных обучаемых, а также в районах с нарушенными условиями проживания.

2.13 Под содержанием УМБ понимается комплекс мероприятий (в том числе услуг сторонних организаций) по техническому обслуживанию, диагностике и обследованию УМБ (зданий, сооружений, оборудования), техническому надзору за ее состоянием и поддержанием в готовности для использования по предназначению.

2.14 Под совершенствованием УМБ понимается процесс, направленный на развитие существующей УМБ с учетом внедрения новых форм и методов подготовки населения, приведения ее в соответствии с требованиями примерных программ обучения, а также развития техники и технологий. С целью совершенствования УМБ ежегодно составляется перспективный и годовой планы совершенствования учебно-материальной базы организации, с учетом которых направляются заявки на закупку оборудования и средств

обеспечения учебного процесса.

2.15 В образовательных организациях планирование развития УМБ, в том числе и в интересах обучения в области ГО и защиты от ЧС, осуществляется в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.16 Перечень учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса должны быть закреплены в Положениях об УМЦ ГОЧС, курсах ГО муниципальных образований, УКП ГОЧС, а также в локальных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС в организациях.

2.17 Должностные лица организации, ответственные за административное и техническое руководство, а также материальное обеспечение деятельности организации в интересах содержания и развития УМБ, осуществляют:

– учет УМБ и представление установленной отчетности;

– надлежащую ее эксплуатацию;

– укомплектование УМБ материальными и техническими средствами по установленным нормам и в утвержденные планами-графиками сроки;

– выполнение работ по совершенствованию УМБ с соблюдением установленных требований безопасности;

– ведение учета материальных затрат и своевременное представление отчетности.

3 Состав и содержание учебно-материальной базы в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

3.1 Для организации и проведения мероприятий по подготовке населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (неработающее население), по вопросам ГО и защиты от ЧС, а также оказания консультативных услуг в данной области другим группам населения в каждом муниципальном образовании необходимо иметь УКП ГОЧС.

3.2 УКП ГОЧС могут создаваться на базе организаций, наиболее часто посещаемых неработающим населением (в администрациях поселений; домах культуры; муниципальных библиотеках; центрах помощи малоимущим; отделах социальной защиты; отделениях фонда социального страхования; отделениях Пенсионного фонда; учреждениях и центрах социального обслуживания;; учреждениях социальной помощи; образовательных организациях; центрах по ГО и ЧС).

3.3 Учитывая необходимый минимальный объем знаний неработающего населения по вопросам порядка и правил действий в условиях ЧС, в помещении УКП ГОЧС целесообразно иметь:

— 1-2 информационных стенда, телефон;

— телевизор;

— видеоаппаратуру;

— приемник радиовещания;

— образцы СИЗ, медицинского имущества и средств обеззараживания;

— приборы РХ разведки;

— подшивки журналов «Гражданская защита», «Военные знания», «Основы безопасности жизнедеятельности», «112 Единая служба спасения» (за прошлый и текущий год);

— памятки и рекомендации населению по действиям при угрозе и возникновении ЧС;

— учебно-методические пособия и другие информационные материалы.

3.4 Информативность стендов должна быть современной, доступной для понимания, достаточной для самостоятельного усвоения материала и содержать следующие тематические разделы:

– сигналы оповещения и порядок действия по ним;

– схема (карта) города (организации) с маршрутами эвакуации, местами временного размещения населения при ЧС и объектами ГО;

– причины возникновения ЧС природного и техногенного характера, возможные на территории муниципального образования, и присущие им опасности;

– средства индивидуальной и коллективной защиты от ЧС;

– правила оказания первой помощи при травмах, кровотечениях, ожогах,укусах животных и насекомых и т.д.;

– порядок и правила проведения эвакуации.

3.5 В УКП ГОЧС не менее одного раза в неделю должен находиться консультант (дежурный). Он обязан, при необходимости, дать консультацию гражданам в области ГО и защиты от ЧС, ответить на вопросы о действиях населения по сигналам оповещения, а также при: пожарах, стихийных бедствиях, авариях и катастрофах, ведении спасательных и других неотложных работ, а также в случае радиоактивного загрязнения местности при авариях на АЭС и других радиационно опасных объектах (при их наличии).

Распорядок работы УКП ГОЧС должен располагаться на видном месте.

3.6 Для оснащения УКП ГОЧС нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса необходимо руководствоваться таблицами 3 и 5 данных Рекомендаций.

4 Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

4.1 Для реализации Примерной программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера целесообразно в организациях иметь:

– с численностью работников до 200 человек – комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС, один уголок ГОЧС;

– с численностью работников свыше 200 человек – многопрофильный класс, учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании;

– создающих НАСФ — многопрофильный класс, натурный участок местности и уголки ГОЧС.

4.2 Комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС должен включать: плакаты, схемы и слайды по темам занятий, слайд-проектор, переносной экран, отдельные образцы СИЗ органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов.

4.3 В организациях с количеством работников свыше 200 человек.

4.3.1 В многопрофильном классе состав материалов стендов и плакатов, а также образцов СИЗ и различных приборов должен обеспечить эффективность и полноту отработки программ обучения работающего населения.

4.3.2 Учебная площадка «Радиационной, химической защиты и противопожарной подготовки».

На учебной площадке целесообразно иметь три учебных места:

На учебном месте «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи» необходимо иметь:

– стенд с описанием порядка и последовательности изготовления и применения простейших средств защиты органов дыхания, применения подручных средств защиты кожи, а также характеристик и правил использования СИЗ;

– стол с принадлежностями для тренировки по изготовлению простейших средств защиты органов дыхания.

На учебном месте «Первичные средства пожаротушения и пожарный инвентарь» необходимо иметь:

— образцы первичных средств пожаротушения (огнетушители, ящик с песком, асбестовое полотно и т.д.), пожарный щит с размещенным на нем пожарным ручным инструментом (пожарный лом, багор, лопата и т.д.) и стенды с описанием их предназначения и характеристик.

На учебном месте «Приемы и способы тушения очагов возгорания» необходимо оборудовать отдельные элементы горючих материалов и место хранения средств пожаротушения и пожарного инвентаря, а также стенды с описанием порядка их применения.

4.4 В организациях, создающих НАСФ.

4.4.1 В многопрофильном классе целесообразно дополнительно оборудовать стенды, раскрывающие вопросы:

– действия личного состава аварийно-спасательных формирований при приведении в готовность, выдвижении в район сбора и выполнении АСДНР;

– характеристики и порядок применения аварийно-спасательных инструментов, оборудования и снаряжения.

В классе, кроме того, необходимо иметь: макеты и образцы аварийно — спасательных инструментов, оборудования и снаряжения.

4.4.2 Практические занятия должны проводиться на натурном участке местности или на территории объекта (организации).

Учебная площадка, необходимая для обучения других категорий работников, может создаваться как отдельно, так и в виде элемента натурного участка местности.

4.5 При создании уголков ГОЧС необходимо руководствоваться разделом 6 данных Рекомендаций.

4.6 Для оснащения учебных классов организаций нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса необходимо руководствоваться таблицей 2 данных Рекомендаций.

5 Состав и содержание учебно-материальной базы для подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных организациях, организациях профессионального и высшего образования

5.1 Состав и содержание УМБ для подготовки обучающихся в области ГО и защиты от ЧС в общеобразовательных организациях.

5.1.1 В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и примерными основными образовательными программами по предмету ОБЖ в общеобразовательных организациях необходимо оборудовать кабинет ОБЖ и отдельные элементы полосы препятствий.

5.1.2 Оборудование кабинетов ОБЖ средствами обеспечения учебного процесса осуществляется в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

5.1.3 Кабинет ОБЖ может иметь следующие тематические разделы:

– задачи и организационная структура ГО в образовательной организации;

– ЧС природного и техногенного характера, присущие данной территории;

– безопасность в жилище и на транспорте;

– мероприятия, проводимые при пожаре и наводнении;

– автономное существование в природе;

– противодействие терроризму;

– оказание первой помощи;

– безопасность жизнедеятельности в образовательной организации;

– ВДЮОД «Школа безопасности».

В кабинете целесообразно иметь: стенды, плакаты, видеоаппаратуру, проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, диапроектор и др.), образцы средств защиты органов дыхания и кожи, приборы РХ разведки, средства первой помощи, противопожарные средства, многофункциональные тренажеры для обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных

ситуациях (роботы-тренажеры типа «Гоша» и т.п.), периодическую литературу и плакаты по ГО и ЧС.

5.1.4 Элементы полосы препятствий для практических занятий по изучаемым темам программы ОБЖ, а также для проведения соревнований “Школа безопасности” оборудуются на огороженной территории общеобразовательной организации.

При невозможности строительства элементов полосы препятствий оборудуются отдельные учебные места для отработки наиболее важных учебных вопросов:

– учебное место по оказанию пострадавшим первой помощи и их транспортировки по различным формам рельефа, через различные преграды (в том числе и водные);

– учебное место для работы с первичными средствами пожаротушения.

5.1.5 С целью доведения необходимой информации в области ГО и защиты от ЧС оборудуются уголки ГОЧС. При создании уголков ГОЧС следует руководствоваться разделом 6 данных Рекомендаций.

5.1.6 Для оснащения кабинета ОБЖ средствами обеспечения учебного процесса можно руководствоваться таблицей 3 данных Рекомендаций.

5.2 Состав и содержание УМБ для подготовки обучающихся в области ГО и защиты от ЧС в организациях профессионального и высшего образования.

5.2.1 Кабинет БЖД может иметь следующие тематические разделы:

– классификация ЧС, правила поведения в условиях ЧС природного и

техногенного характера;

– единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

– гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны;

– опасности, возникающие при ЧС и военных конфликтах, а также

мероприятия по защите населения;

– объекты ГО;

– организация аварийно-спасательных работ;

– организация ГО в образовательной организации;

– автономное существование в природе;

– правила безопасного поведения при угрозе террористического акта;

– правовые основы организации защиты населения Российской Федерации

от ЧС.

В кабинете целесообразно иметь: стенды, плакаты, мультимедийные средства визуализации и передачи информации, образцы средств защиты органов дыхания и кожи, приборы РХ разведки, средства первой помощи, противопожарные средства, макеты и муляжи и другие средства обеспечения учебного процесса.

5.2.2 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки (специальности) и требованиями примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в образовательных организациях высшего образования могут оборудоваться: лаборатории для реализации практикума по безопасности жизнедеятельности; специализированные учебные кабинеты для проведения компьютерных практикумов и самостоятельных работ по курсу «Безопасности жизнедеятельности», оснащенные современной компьютерной и офисной техникой, необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и законодательно-правовой поисковой системой, имеющей безлимитный выход в глобальную сеть; специализированные аудитории для проведения семинарских занятий, практикумов и тренингов по безопасности, презентаций студенческих работ по безопасности, оснащенные аудиовизуальной техникой.

5.2.3 С целью доведения необходимой информации в области ГО и защиты от ЧС в организациях профессионального и высшего образования оборудуются уголки ГОЧС. При создании уголков ГОЧС следует руководствоваться разделом 6 данных Рекомендаций.

5.2.4 Для оснащения кабинета БЖД средствами обеспечения учебного процесса можно руководствоваться таблицей 3 данных Рекомендаций.

6 Оборудование уголков по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

6.1 Для повышения уровня знаний различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС и доведения до них новой уточненной информации, касающейся действий при угрозе и возникновении различных опасностей в учреждениях, на предприятиях и в организациях (далее – организации), оборудуются уголки по ГОЧС.

6.2 Общее количество уголков в организации определяется исходя из количества работников с учетом переменного состава. В организациях, с численностью работников свыше 200 человек, оборудуются по одному уголку в каждом административно -производственном здании (помещении).

В организациях, с численность до 200 человек, оборудуется один уголок ГОЧС, который размещается в наиболее посещаемом работниками помещении и в хорошо доступном для обзора месте.

6.3 В материалах стенда необходимо отразить: опасности, возникающие при ЧС в данном населенном пункте или в непосредственной близости от него; способы и порядок оповещения об аварии или ЧС; порядок действия населения по сигналу «Внимание всем!», маршруты движения к объектам ГО; порядок подготовки и проведения эвакуации при ЧС, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему; порядок оказания первой помощи при ЧС.

Информация должна быть общедоступной, наглядной и привлекательной.

6.4 В составе уголка ГОЧС целесообразно иметь информационно — просветительный материал в виде памяток, листовок, брошюр, буклетов и т.п., расположенных перед стендом на столе, полке или в клапанах, оборудованных на стенде.

6.5 Периодичность обновления информации на стенде определяется должностным лицом, ответственным за ГО и ЧС.

Таблица 1 – Места обучения населения в области ГО и защиты от ЧС на территории ЗАТО Александровск.

Органы власти и организации

Места обучения населения

УМЦ

ГОЧС

Курсы

ГО

УКП

ГОЧС

Учебный кабинет (класс)

Муниципальное

образование

Городской округ

+

Поселение

Образовательные

организации

Общеобразовательные

+

Профессионального и высшего образования

+

Предприятия, учреждения и организации ЗАТО Александровск

С численностью работников свыше 200 человек

+

Создающие НАСФ

+

Таблица 2 – Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и в организациях.

Средства обеспечения учебного процесса

Места обучения населения

УКП ГОЧС

Организации

Нормативно правовые документы:

Конституция Российской Федерации

с комментариями для понимания

+

+

Федеральный закон «Об обороне»

+

+

Федеральный закон «О гражданской обороне»

+

+

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

+

+

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

+

+

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера»

+

+

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

+

+

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О

подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера»

+

+

Учебная литература:

Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие /

под ред. Г.Н. Кирилова. – М.: ИРБ, 2011.

+

+

Перевозщиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного

подразделения по ГОЧС. – М.: ИРБ, 2012.

+

+

Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая

безопасность населения. – М.: Деловой экспресс, 2005

+

+

Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской

обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия

должностных лиц и населения. – М.: ИРБ, 2008. – 320 с.

+

+

Защита от чрезвычайных ситуаций.– М.: Военные знания, 2013.

+

+

Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от

чрезвычайных ситуаций. – М.: ИРБ, 2006.

+

+

Плакаты:

Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

+

+

Гражданская оборона Российской Федерации

+

+

Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие

факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе

и на территории

+

+

Действия населения при авариях и катастрофах

+

+

Аварии на радиационно опасных объектах

+

+

Аварии на химически опасных объектах

+

+

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

+

+

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях

+

+

Защитные сооружения гражданской обороны

+

+

Средства защиты органов дыхания

+

+

Средства индивидуальной защиты

+

+

Пожарная безопасность на объекте

+

+

Терроризм – угроза обществу

+

+

Безопасность людей на водных объектах

+

+

Основы безопасности жизнедеятельности

+

+

Единый телефон пожарных и спасателей 01, 112

+

+

Средства индивидуальной защиты

Ватно-марлевые повязки

+

+

Противопылевые тканевые маски

+

+

Респираторы типа ШБ-1 «Лепесток-200», У-2К, РПА-1 и др.

+

+

Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.

+

+

Противогазы типа ГП-7, ГП-7Б, ГП-7ВМ, ГП-9 ПДФ-7, ПДФ-ША и др.

+

+

Камера защитная детская

+

+

Костюм защитный Л-1, ОЗК

+

+

Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1

+

+

Комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты (КИМГЗ «Юнита»)

+

+

Сумка санитарная

+

+

Носилки тканевые для МЧС

+

+

Пожарное имущество

Образцы огнетушителей всех типов

+

+

Первичные средства пожаротушения

+

+

Пояс пожарный

+

+

Средства связи и оповещения

Электромегафон с сиреной оповещения

+

+

Информационные средства обучения

Телевизор

+

+

ПЭВМ в комплекте

+

+

Видеоаппаратура

+

+

МФУ (Принтер+сканер+копир)

+

+

DVD-плеер

+

+

Примечание – В состав УМБ организаций при необходимости вносятся соответствующие дополнения, исходя из профиля их деятельности с целью обеспечения проведения занятий в соответствии с особенностями тематики для НАСФ и спасательных служб.

Таблица 3 – Рекомендуемый перечень нормативных правовых документов, учебной литературы и основных средств обеспечения учебного процесса для обучения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях.

Средства обеспечения учебного процесса

Общеобразовательные

организации

Профессиональные

образовательные

организации

Образовательные организации высшего образования

Нормативные правовые документы

Конституция Российской Федерации

+

+

+

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

+

+

Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»

+

+

Федеральный закон «О гражданской обороне

+

+

+

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

+

+

+

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

+

+

+

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

+

+

+

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

+

+

+

Учебная литература

Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности.

+

+

+

Учебник. Безопасность жизнедеятельности.

+

+

Брошюра. Действия населения по предупреждению террористических

акций. Издательский центр «Военные знания»

+

+

+

Брошюра. Средства защиты органов дыхания и кожи. ОАО «Природоведение и школа»

+

+

+

Плакаты

Действия населения при авариях и катастрофах

+

+

+

Действия населения при стихийных бедствиях

+

+

+

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

+

+

+

Правила оказания первой помощи

+

+

+

Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера

+

+

+

Радиационная и химическая защита

+

+

+

Аварии на радиационно опасных объектах

+

+

+

Аварии на химически опасных объектах

+

+

+

Умей действовать при пожаре

+

+

+

Средства радиационного и химического контроля

+

+

+

Средства дезактивации и дегазации

+

+

+

Средства индивидуальной защиты

+

+

+

Средства защиты органов дыхания

+

+

+

Первая помощь в чрезвычайных ситуациях

+

+

+

Безопасность людей на водных объектах

+

+

+

Основы безопасности жизнедеятельности

+

+

Терроризм – угроза обществу

+

+

+

Уголок безопасности школьника

+

Макеты и манекены

Макет простейшего укрытия

+

+

Манекены в полный рост

+

+

+

Манекены головы

+

+

+

Средства индивидуальной защиты

Ватно-марлевые повязки

+

+

+

Противопылевые тканевые маски

+

+

+

Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50

+

+

Респираторы типа ШБ-1 «Лепесток-200», У-2К, и др.

+

+

+

Противогаз детский

Противогазы типа ГП-7, ГП-7Б, ГП-7ВМ, ГП-9и др.

+

+

Защитная фильтрующая одежда ЗФО-58

+

+

Комплект «Аптечка первой помощи»

+

+

+

Пакет перевязочный медицинский ППМ

+

+

+

Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1

+

+

+

Комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты

+

+

Сумка санинструктора

+

+

+

Носилки санитарные

+

+

Пожарное имущество

Образцы огнетушителей всех типов

+

+

Первичные средства пожаротушения

+

+

+

Пояс пожарный

+

Средства связи и оповещения

Электромегафон с сиреной оповещения

+

Тренажеры

Манекен-тренажер «Максим»

+

+

+

Информационные средства обучения

Телевизор с видеомагнитофоном

+

+

+

Мультимедийная (интерактивная) доска

+

+

+

Экран настенный

+

+

+

Видеоаппаратура

+

+

+

МФУ (Принтер+сканер+копир)

+

+

DVD-плеер

+

+

+

Веб-камера на подвижном штативе

+

+

Примечание – Состав и структура УМБ образовательных организаций профессионального и высшего образования, представленные в таблице, носят, в основном, рекомендательный характер и в значительной степени зависят от содержания федеральных государственных образовательных стандартов (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности») для специальностей подготовки студентов.


УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
ЗАТО Александровск
от «30» января 2018 г. № 200
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны».

Курсовое обучение работающего населения — целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны (далее — ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее — ЧС и военных конфликтах), а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС (далее — примерная программа курсового обучения работающего населения):

1.Определяет организацию и порядок осуществления обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — работающее население);

2.Устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение;

Цель курсового обучения — повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для района работы и проживания работников организаций.

Основными задачами обучения являются:

— усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;

— изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;

— изучение порядка и последовательности действий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;

— изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

— выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— подготовка работников организации к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.

Основными принципами курсового обучения являются:

— учить работников организации тому, что необходимо в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;

— наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

— умелое сочетание различных форм и методов обучения;

— системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);

— сознательность и активность обучения;

— доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.

Беседа — это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работающего населения в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике.

В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.

Основу обучения работающего населения составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).

Тренировка — проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие — основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.

На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

II. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Порядок и последовательность проведения курсового обучения

Обучение работающего населения в области ГО и защиты от ЧС по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения работающего населения, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.

Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Занятия по темам 4 и 5 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям работников организации при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

Знания и умения, полученные при освоении тем программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

Руководство обучением и учет результатов

Руководство обучением должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.

Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:

— качественное планирование учебного процесса;

— систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;

— изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

— эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

— постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

Руководителям организаций, при разработке программ курсового обучения работников организаций, предоставляется право, с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей примерной программы курсового обучения.

Руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.

Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.

Мероприятия по обеспечению требований безопасности

Требования безопасности — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.

Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.

Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.

Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения работающего населения, должны:

знать:

— поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

— способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;

— места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;

— места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;

— порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

— правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;

уметь:

— действовать по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— проводить частичную санитарную обработку;

— практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;

— пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;

— оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ тем Наименование тем Вид занятия
1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия. Беседа
2. Порядок получения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним. Беседа
3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации. Тренировка
4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации. Комплексное занятие
5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов. Комплексное занятие
6. Оказание первой помощи. Тренировка
7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. Беседа
Общее количество часов: 16

V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.

Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.

Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.

Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.

Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Тема 2. Порядок получения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.

Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией:

— о воздушной тревоге;

— химической тревоге;

— о радиационной опасности;

— об угрозе катастрофического затопления;

Порядок действия работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в рабочее время.

Особенности действий работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в нерабочее время.

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.

Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.

Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.

Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.

Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве. Порядок и пути эвакуации.

Профилактические меры по предупреждению пожара. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.

Действия при возникновении военных конфликтов.

Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

Тема 6. Оказание первой помощи.

Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Практическое наложение повязок. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Правила оказания помощи утопающему. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

VI. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

6.1. Учебные объекты

Для реализации программы курсового обучения работающего населения, в зависимости от численности сотрудников, в организациях необходимо иметь:

1.С численностью работников до 200 человек — комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее — уголок ГОЧС);

Комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС должен включать: плакаты, схемы и слайды по темам занятий, слайд-проектор, переносной экран, отдельные образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов.

Уголок ГОЧС — информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования работников организаций по вопросам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

2. С численностью работников свыше 200 человек — многопрофильный кабинет (класс), учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.

Под многопрофильным учебным кабинетом (классом) понимается учебный кабинет (класс), позволяющий проводить занятия по нескольким направлениям обучения.

В состав многопрофильного учебного кабинета (класса) входят: рабочее место преподавателя, интерактивная доска и экран, рабочие места обучаемых и средства обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы. Для оснащения многопрофильного класса организации нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса, необходимо руководствоваться данными представленными в разделе 6.2 данной примерной программы курсового обучения.

Учебная площадка — специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям в опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Создающих НАСФ — многопрофильный класс, натурный участок местности и уголки ГОЧС.

Натурный участок местности — участок местности на территории организации, либо вне ее, с расположенными на нем объектами, обеспечивающими отработку личным составом сил ГО и РСЧС навыков действий по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с их предназначением.

6.2. Средства обеспечения учебного процесса

6.2.1. Вербальные средства обучения

Нормативные правовые документы:

— Конституция Российской Федерации с комментариями для понимания;

— Федеральный закон «О гражданской обороне»;

— Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

Учебная литература:

— Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. — М.: Институт риска и безопасности, 2015. — 336 с.

— Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: ООО «ТЕРМИКА.РУ». 2016,- 392 с;

— Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие/Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. — 8-е изд. — М.: Институт риска и безопасности, 2013. — 536 с;

— Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС по пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. — М.: ИРБ, 2011;

— Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций: Практическое пособие/Под ред. М.И. Камышанского. — 2-е изд., — М: Институт риска и безопасности, 2011. — 512 с;

— Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. — М.: ИРБ, 2008.

— Подготовка и проведение учений и тренировок с нештатными аварийно-спасательными формированиями, работниками организаций и предприятий: Методические рекомендации и образцы документов/Под общ. ред. В.Я. Перевощикова. — 4-е изд., — М.: Институт риска и безопасности, 2013. — 304 с;

— Оказание первой помощи пострадавшим: Практическое пособие. — М: МЧС России, 2010. — 84;.

6.2.2. Визуальные средства обучения

Плакаты:

— Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

— Гражданская оборона Российской Федерации;

— Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;

— Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;

— Действия населения при авариях и катастрофах;

-Аварии на газонефтепроводах;

— Аварии на радиационно опасных объектах;

— Аварии на химически опасных объектах;

— Действия населения при стихийных бедствиях;

— Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;

— Первая помощь при чрезвычайных ситуациях;

— Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

— Охрана труда на объекте;

— Радиация вокруг нас;

— Радиационная и химическая защита;

— Защитные сооружения гражданской обороны;

— Средства защиты органов дыхания;

— Средства радиационного и химического контроля;

— Средства дезактивации и дегазации;

— Средства индивидуальной защиты;

— Умей действовать при пожаре;

— Меры пожарной безопасности в сельском населенном пункте;

— Пожарная безопасность на объекте;

— Добровольная пожарная дружина;

— Уголок гражданской защиты;

— Терроризм — угроза обществу;

— Безопасность людей на водных объектах;

— Основы безопасности жизнедеятельности;

— Единый телефон пожарных и спасателей 01, 112.

Макеты и манекены:

— Макет простейшего укрытия;

— Макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ)

Слайды:

— Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

— Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;

— Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;

-Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;

— Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

— Техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований ГО. Назначение, технические данные и порядок применения.

6.2.3. Технические средства обучения

Приборы:

— Рентгенометр ДП-5В и др.;

— Прибор химической разведки ВПХР и др.;

— Дозиметры-радиометры: ДРБП-03, ДКГ-ОЗД «Грач», ДБГБ-01И «Белла», ДКГ-02У «Арбитр», ДКС-96 и др.;

— Комплекты измерителей дозы: ДП-22В, ИД-1, ИД-02 и др.;

— Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 и др.;

— Комплект отбора проб КПО-1М.

Средства индивидуальной защиты:

— Ватно-марлевые повязки;

— Противопылевые тканевые маски;

— Респираторы типа ШБ-1 «Лепесток-200», У-2К, РПА-1 и др.;

— Газодымозащитный респиратор ГДЗР и др.;

— Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.;

— Самоспасатель «Феникс-1»;

— Противогазы типа ГП-7, ПДФ-7, ПДФ-ША, ИП-4М и др.;

— Аптечка первой помощи офисная «СТС»;

— Защитная фильтрующая одежда ЗФО-58;

— Аптечка противоожоговая «Фарм+газ»;

— Аптечка индивидуальная КИМГЗ;

— Аптечка первой помощи офисная «СТС»;

— Комплект «Аптечка первой помощи»;

— Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1;

— Пакет перевязочный медицинский ППМ;

— Индивидуальный противохимический пакет;

— Индивидуальный дегазационный комплект ИДП и др.;

— Образцы огнетушителей всех типов;

— Первичные средства пожаротушения.

— Тренажеры: Робот-тренажер «Гоша» и др.

6.2.4. Информационные средства обучения

— Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:

— Персональный компьютер (планшетный ПК) ноутбук;

— Слайд-проектор;

— Экран настенный;

— Экран проекционный с электроприводом.

6.2.5. Аудиовизуальные материалы

Мультимедийные обучающие программы:

— Оказание первой помощи;

— Мультимедийное учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности».

Фильмы:

— Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, 2016;

— Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения, 2016;

— Средства коллективной и индивидуальной защиты, а также первичные средства пожаротушения. Порядок и правила их применения и использования, 2015;

— Чрезвычайные ситуации, характерные для региона, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации, 2015;

— Средства индивидуальной защиты органов дыхания;

— Стихийные бедствия;

— Безопасность при землетрясениях;

— Безопасность при ураганах и смерчах;

— Пожарная безопасность;

— Промышленная безопасность;

— В зоне затопления;

— Средства индивидуальной защиты;

— Средства и способы защиты населения;

— Действия населения при химически опасных авариях;

— Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения;

— Химическая опасность и эвакуация населения;

— Травматизм. Оказание первой помощи;

— Подготовка и проведение комплексных учений и тренировок по гражданской обороне;

— Гражданская оборона в современных условиях. Природные чрезвычайные ситуации. Техногенные чрезвычайные ситуации. Опасности в быту;

— Гражданская оборона современной России;

— Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;

— Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров;

— Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Энциклопедии:

— Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях;

— Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях: безопасность в быту, выживание в дикой природе, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, оказание первой медицинской помощи;

— Единая информационная база по ГО, защите от ЧС и терактов, пожарной безопасности.

Компьютерные игры:

— Действия при угрозе и возникновении пожаров.

Игровые комплексы:

— Пожарная безопасность.

Компьютерные программы:

— Последствия землетрясений;

— Последствия лесных пожаров;

— Последствия наводнений;

— Последствия взрывов и пожаров;

— Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.

Электронные учебные пособия:

— Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Обучающие программы:

— Действия населения при чрезвычайных ситуациях;

— Действия при авариях на химически опасных объектах;

— Снижение рисков и смягчение последствий лесных пожаров;

— Снижение рисков и смягчение последствий наводнений;

— Снижение рисков и смягчение последствий взрывов и пожаров.

Опубликовано в 2018, Постановления администрации